Правила организации и проведения республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам

Общие положения

1. Настоящие Правила организации и проведения республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам (далее – Научный конкурс) определяют порядок организации и проведения Научного конкурса.

2. Научныйконкурс проводится ежегодно Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).

3. Основной целью Научного конкурса является поддержка казахстанской талантливой молодежи, привлечение к работе с ней ведущих ученых, популяризация фундаментальной и прикладной науки, ее приложений в практической деятельности, повышение интеллектуального потенциала в Казахстане.

4. Задачами Научного конкурса являются:

- привлечение талантливых детей к занятиям наукой, проведение молодыми учеными фундаментальных и прикладных исследований и инженерных разработок;

- формирование устойчивого познавательного интереса к фундаментальной и прикладной науке, творчеству, формирование компетенций, профессиональных качеств, необходимых для исследований;

- привлечение к занятиям наукой с молодежью ведущих отечественных ученых, создание разноуровневых научных объединений;

- создание конкурентной среды для школ по внедрению инновационных программ научной и проектной деятельности учащихся;

- формирование общественного и бизнес-заказа в сфере образования;

- привлечение государственной, политической и бизнес-элиты к решению задач в сфере образования, росту конкурентоспособности Казахстана в сфере современных научных технологий.

5.В Научном конкурсе могут принять участие учащиеся 9-11 (12) классов. В командном научном проекте могут принять участие не более 2 (двух) учащихся.

6. На Научный конкурс представляются научные проекты:

1) освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;

2) представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;

3) компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.

7. На Научный конкурс не допускаются работы:

1) с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);

2) ранее представленные на Научный конкурс.

8. Требования к оформлению исследовательской работы.

1) Текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • абстракт (аннотацию) на английском языке, казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написана исследовательская работа);
  • введение;
  • исследовательская часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы;

2) на титульном листе указываются:

  • полное наименование организации образования, где выполнена работа, город, школа;
  • фамилия, имя автора (соавтора), класс;
  • название работы;
  • направление, по которому подготовлена работа, секция;
  • фамилия, имя, отчество руководителя;

3) абстракт (аннотация, не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:

  • цель исследования;
  • гипотезу;
  • этапы, процедуру исследования;
  • методику эксперимента;
  • новизну исследования и степень самостоятельности;
  • результаты работы и выводы;
  • области практического использования результатов;

4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;

5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) должна состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:

  • аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
  • описание методов решения поставленной задачи;
  • результаты работы и их обсуждение;
  • иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки);

6) ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;

7) заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;

8) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:

  • фамилия и инициалы автора;
  • название статьи и журнала (для журнальных статей);
  • название журнала, книги;
  • место издания и издательство (для книг);
  • год издания, номер выпуска, страницы;

9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;

10) к четвертому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером не более 135х125 квадратных сантиметров.

9. Требования к оформлению стенда:

  • в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить название проекта;
  • материалы стенда отражают содержание работы, оформляются эстетично, включают: абстракт, графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые пронумерованы, выводы;
  • при подготовке содержания основное внимание уделяется представлению результатов, полученных автором проекта.

10. Темы научных проектов учащихся по естественно-математическому направлению регистрируются Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее - РНПЦ «Дарын») не позднее 25 сентября, по общественно-гуманитарному направлению до 10 октября соответствующего учебного года.

11. Научный конкурс проводится в четыре этапа:

1) первый этап (районный/городской) – органами управления образования района (города);

2) второй этап (областной) – органами управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автономной организацией образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ")в два тура:

  • первый тур – экспертиза научных проектов. По итогам экспертизы определяются научные проекты учащихся, которые допущены на второй областной тур
  • второй тур – защита проектов.

3) третий этап (республиканский отборочный) - проводится Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее - РНПЦ «Дарын») на соответствие научных проектов на антиплагиат;

4)четвертый этап (республиканский) - защита проектов, проводится РНПЦ «Дарын».

12. Все этапы Научного конкурса проводятся согласно приложению к настоящим Правилам по перечню предметов.

13. На всех этапах при защите научного проекта и представления стендового материала участникам предоставляется не более 10 минут для выступления. Процесс защиты научных проектов одновременно будет сопровождаться видеотрансляцией (прямой эфир). Каждому участнику в большом открытом холле/зале выделяется специально оборудованное место для защиты научного проекта. Места распределяются заранее в определенном порядке.

Порядок организации и проведения первого этапа (районный/городской) Научного конкурса

14. Срок проведения первого этапа (районный/городской) Научного конкурса определяется приказом органов управления образованием района/города.

15. Для организации и проведения первого этапа Научного конкурса органы управления образования района (города) создают и утверждают организационный комитет.

16. В состав организационного комитета входят председатель и члены организационного комитета. Председателем определяется руководитель органа управления образования района (города).

17. Организационный комитет координирует и контролирует проведение первого этапа (районный/городской) Научного конкурса.

18. Организационный комитет утверждает состав членов жюри для проведения Научного конкурса.

19. Организационный комитет анализирует и обобщает итоги Научного конкурса.

20. Организационный комитет направляет информацию об итогах научного конкурса в органы управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

21. В состав жюри первого этапа (районный/городской) Научного конкурса могут быть включены представители высших учебных заведений, методисты, опытные учителя и представители органа управления образования района (города), имеющие высокие квалификационные категории. Состав членов жюри в каждой секции составляет нечетное количество (но не менее трех человек).

22. Жюри рассматривает представленные работы, суммирует баллы по критериям, утвержденным республиканским организационным комитетом по организации и проведению Научного конкурса, рецензирует каждый проект и определяет участников, прошедших на второй (областной) этап.

23. Инструкция для организационного комитета и руководство для членов жюри разрабатывается и утверждается РНПЦ «Дарын».

24. Победители и призёры первого этапа (районный/городской) Научного конкурса награждаются дипломами I, II, III степени местных органов управления образования.

25. Количество победителей и призеров составляет не более 45% от общего числа участников в каждой секции. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующих пропорций: от количества победителей не более 50% награждаются дипломами III степени, не более 30% -дипломами II степени, не более 20% - дипломами I степени.

26. По итогам завершения первого этапа (районный/городской) Научного конкурса органами управления образования района (города) из числа победителей формируется команда для участия во втором этапе Научного конкурса. В органы управления образования области в течение 10 календарных дней с момента завершения этапа направляется протокол итогов Научного конкурса в разрезе каждой секции.

Порядок организации и проведения второго (областного) этапа Научного конкурса

27. Сроки проведения второго (областного) этапа Научного конкурса определяются приказом органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ").

28. Для организации и проведения второго (областного) этапа Научного конкурса органы управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ» создают и утверждают организационный комитет.

29. В состав организационного комитета входят председатель и члены организационного комитета. Председателями определяются руководители органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ».

30. Организационный комитет координирует и контролирует проведение второго (областного) этапа Научного конкурса.

31. Организационный комитет утверждает состав членов жюри для проведения Научного конкурса.

32. Организационный комитет анализирует и обобщает итоги Научного конкурса.

33. Организационный комитет направляет информацию об итогах Научного конкурса в РНПЦ «Дарын».

34. В состав жюри второго (областного) этапа Научного конкурса могут быть включены представители высших учебных заведений, методисты, опытные учителя и представители органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ», имеющие высокие квалификационные категории. Состав членов жюри в каждой секции составляет нечетное количество (но не менее трех человек).

35. В состав жюри не могут входить научные руководители и учителя, чьи учащиеся принимают участие на втором (областном) этапе Научного конкурса.

36. Жюри рассматривает представленные работы, суммирует баллы по критериям, утвержденным республиканским организационным комитетом по организации и проведению Научного конкурса, рецензирует каждый проект и определяет участников, допущенных на третий (отборочный) этап.

37. В процесс защиты научных проектов учащимися допускается участие представителей национальных холдингов и компаний, вузов, научных центров, общественных организаций с правом вручения по итогам Конкурса собственных грантов на обучение, ценных призов, сертификатов и пр.

38. Инструкция для организационного комитета и руководство для членов жюри разрабатывается и утверждается РНПЦ «Дарын».

39. Победители и призёры второго (областного) этапа Научного конкурса награждаются дипломами I, II, III степени местных органов управления образования.

40. Количество победителей и призеров составляет 45% от общего количества участников по каждой секции. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующих пропорций: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, не более 30% - дипломами II степени, не более 20% - дипломами I степени.

41. По итогам завершения второго (областного) этапа Научного конкурса итоговые протоколы размещаются на интернет-ресурсе органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ», Центров по работе с одаренными детьми.

42. Итоговые протоколы в разрезе каждой секции в течение 10 календарных дней с момента завершения этапа направляются в РНПЦ «Дарын».

Порядок организации и проведения третьего (отборочного) этапа Научного конкурса

43. Третий (отборочный) этап Научного конкурса проводится РНПЦ «Дарын» в сроки, установленные центральным уполномоченным органом в сфере образования.

44. Для организации и проведения третьего (отборочного) этапа РНПЦ «Дарын» создает и утверждает республиканский организационный комитет (далее- Оргкомитет).

45. Оргкомитет координирует и контролирует проведение третьего (отборочного) этапа Научного конкурса.

46. Оргкомитет утверждает состав экспертной комиссии.

47. Оргкомитет анализирует и обобщает итоги третьего (отборочного) этапа.

48. Состав экспертной комиссии третьего (отборочного) этапа Научного конкурса формируется из представителей высших учебных заведений, опытных специалистов и методистов научных организаций, имеющих высокие квалификационные категории.

49. К третьему (отборочному) этапу допускаются по три научных проекта от каждой секции согласно приложению к настоящим Правилам.

50. Все научные проекты, прошедшие на третий (отборочный) этап Научного конкурса, проходят проверку на уникальность текста (антиплагиат). Научные проекты, прошедшие проверку на антиплагиат, и имеющие результат с высокой уникальностью, будут допущены на четвёртый (республиканский) этап Научного конкурса.

51. Итоговые протоколы третьего (отборочного) этапа размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ «Дарын».

Порядок организации и проведения четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса

52. Четвертый (республиканский) этап Научного конкурса проводится РНПЦ «Дарын» в сроки, установленные центральными уполномоченным органом в области образования.

53. Список участников, прошедших на четвёртый (республиканский) этап Научного конкурса утверждается Вице-министром образования и науки Республики Казахстан и доводится до сведения органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ».

54. Для организации и проведения четвертого (республиканского) этапа центральный уполномоченный орган в области образования создает и утверждает республиканский организационный комитет (далее-Оргкомитет).

55.Республиканский организационный комитет координирует и контролирует проведение четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса.

56. Оргкомитет утверждает председателя и состав членов жюри.

57. Оргкомитет анализирует и обобщает итоги Научного конкурса.

58. Оргкомитет направляет информацию об итогах научного конкурса в центральный уполномоченный орган в сфере образования.

59. В состав жюри четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса могут быть включены представители высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и центров.

60. В состав жюри не могут входить представители профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских институтов, являющиеся научными руководителями представленных на Научный конкурс проектов.

1) Жюри рассматривает представленные работы, суммирует баллы по критериям, утвержденным республиканским Оргкомитетом по организации и проведению Научного конкурса.

2) В процесс защиты научных проектов учащимися допускается участие представителей национальных холдингов и компаний, вузов, научных центров, общественных организаций с правом вручения по итогам Конкурса собственных грантов на обучение, ценных призов, сертификатов и пр.

61. Инструкция для организационного комитета и руководство для членов жюри разрабатывается и утверждается РНПЦ «Дарын».

62. Количество победителей и призеров составляет 45% от общего количества участников по каждой секции. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующих пропорций: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, не более 30% - дипломами II степени, не более 20% - дипломами I степени.

Количество призеров республиканского этапа Научного конкурса может быть увеличено по решению жюри в случае, если несколько проектов набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

63. Итоговые протоколы четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ «Дарын».

Приложение 1
к Правилам организации и проведения
республиканского конкурса научных проектов
по общеобразовательным предметам

Перечень предметов, по которым проводится республиканский конкурс научных проектов по общеобразовательным предметам

 

Секции

Предметы

  1.  

Математика. Прикладная математика. Экономика

Математика

2

Физика. Техника и инженерные науки. Робототехника.

STEM; изобретения, полезные в быту и экономике, механика, аэрокосмическая и авиационная инженерия, гражданское строительство, системы наземного транспорта, военно-морские системы.

Физика Информатика

3

Наука о земле и космосе

Космическая география, ракетостроение, космическое наблюдение.

Физика

4

Информационные технологии

Кибербезопасность, автоматизированное управление, BigData, мобильные приложения, DataScience, образовательные информационные системы.

Информатика Математика

5

Компьютерное творчество

Графический дизайн, компьютерные фильмы и клипы, мультипликация, 3D-моделирование, webдизайн.

Информатика Математика

6

Химия и природные ресурсы

Аналитическая химия, вычислительная химия, экологическая химия, неорганическая химия, химия материалов, наноматериалы и полимеры.

Химия

7

Биология и науки о жизни. Экология.

«Зеленая» энергетика, «зеленая» экономика, сельское хозяйство и агрономия, экология, генетика, физиология растений, систематика и эволюция, противомикробные препараты и антибиотики, вирусология, биомедицина и наука о здоровье, молекулярная биология заболеваний, иммунология; питание и натуральные продукты, патофизиология.

Экологическая инженерия: рекультивация земель, контроль загрязнения, переработка и утилизация отходов, управление водными ресурсами.

Биология География

8

Краеведение и география

Регионоведение, экскурсии и наблюдения, краеведческое изучение своей местности.

История Казахстана География

9

Языкознание(казахский, русский, английский языки)

Казахский язык Русский язык Английский язык

10

Литература(казахская, русская)

Казахская литература Русская литература

11

Социальные сети и маркетинг

Система средств массовой информации, периодическая печать, радио, телевидение, информационные агентства. Интернет и масс-медиа, социальные сети, блогосфера, гражданская журналистика.

Казахская литература Русская литература, Математика География

12

История и этнокультуроведение

Всемирная история, История Казахстана, Человек. Общество. Право.

Казахская литература Русская литература, Всемирная история

История Казахстана

08.10.2021
Просмотров: 787
coronavirusАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиӘділет