Общие положения
1. Настоящие Правила организации и проведения республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам (далее – Научный конкурс) определяют порядок организации и проведения Научного конкурса.
2. Научныйконкурс проводится ежегодно Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).
3. Основной целью Научного конкурса является поддержка казахстанской талантливой молодежи, привлечение к работе с ней ведущих ученых, популяризация фундаментальной и прикладной науки, ее приложений в практической деятельности, повышение интеллектуального потенциала в Казахстане.
4. Задачами Научного конкурса являются:
- привлечение талантливых детей к занятиям наукой, проведение молодыми учеными фундаментальных и прикладных исследований и инженерных разработок;
- формирование устойчивого познавательного интереса к фундаментальной и прикладной науке, творчеству, формирование компетенций, профессиональных качеств, необходимых для исследований;
- привлечение к занятиям наукой с молодежью ведущих отечественных ученых, создание разноуровневых научных объединений;
- создание конкурентной среды для школ по внедрению инновационных программ научной и проектной деятельности учащихся;
- формирование общественного и бизнес-заказа в сфере образования;
- привлечение государственной, политической и бизнес-элиты к решению задач в сфере образования, росту конкурентоспособности Казахстана в сфере современных научных технологий.
5.В Научном конкурсе могут принять участие учащиеся 9-11 (12) классов. В командном научном проекте могут принять участие не более 2 (двух) учащихся.
6. На Научный конкурс представляются научные проекты:
1) освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;
2) представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;
3) компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.
7. На Научный конкурс не допускаются работы:
1) с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);
2) ранее представленные на Научный конкурс.
8. Требования к оформлению исследовательской работы.
1) Текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
- титульный лист;
- оглавление;
- абстракт (аннотацию) на английском языке, казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написана исследовательская работа);
- введение;
- исследовательская часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
2) на титульном листе указываются:
- полное наименование организации образования, где выполнена работа, город, школа;
- фамилия, имя автора (соавтора), класс;
- название работы;
- направление, по которому подготовлена работа, секция;
- фамилия, имя, отчество руководителя;
3) абстракт (аннотация, не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:
- цель исследования;
- гипотезу;
- этапы, процедуру исследования;
- методику эксперимента;
- новизну исследования и степень самостоятельности;
- результаты работы и выводы;
- области практического использования результатов;
4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;
5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) должна состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
- аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
- описание методов решения поставленной задачи;
- результаты работы и их обсуждение;
- иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки);
6) ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;
7) заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;
8) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
- фамилия и инициалы автора;
- название статьи и журнала (для журнальных статей);
- название журнала, книги;
- место издания и издательство (для книг);
- год издания, номер выпуска, страницы;
9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;
10) к четвертому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером не более 135х125 квадратных сантиметров.
9. Требования к оформлению стенда:
- в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить название проекта;
- материалы стенда отражают содержание работы, оформляются эстетично, включают: абстракт, графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые пронумерованы, выводы;
- при подготовке содержания основное внимание уделяется представлению результатов, полученных автором проекта.
10. Темы научных проектов учащихся по естественно-математическому направлению регистрируются Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее - РНПЦ «Дарын») не позднее 25 сентября, по общественно-гуманитарному направлению до 10 октября соответствующего учебного года.
11. Научный конкурс проводится в четыре этапа:
1) первый этап (районный/городской) – органами управления образования района (города);
2) второй этап (областной) – органами управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автономной организацией образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ")в два тура:
- первый тур – экспертиза научных проектов. По итогам экспертизы определяются научные проекты учащихся, которые допущены на второй областной тур
- второй тур – защита проектов.
3) третий этап (республиканский отборочный) - проводится Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее - РНПЦ «Дарын») на соответствие научных проектов на антиплагиат;
4)четвертый этап (республиканский) - защита проектов, проводится РНПЦ «Дарын».
12. Все этапы Научного конкурса проводятся согласно приложению к настоящим Правилам по перечню предметов.
13. На всех этапах при защите научного проекта и представления стендового материала участникам предоставляется не более 10 минут для выступления. Процесс защиты научных проектов одновременно будет сопровождаться видеотрансляцией (прямой эфир). Каждому участнику в большом открытом холле/зале выделяется специально оборудованное место для защиты научного проекта. Места распределяются заранее в определенном порядке.
Порядок организации и проведения первого этапа (районный/городской) Научного конкурса
14. Срок проведения первого этапа (районный/городской) Научного конкурса определяется приказом органов управления образованием района/города.
15. Для организации и проведения первого этапа Научного конкурса органы управления образования района (города) создают и утверждают организационный комитет.
16. В состав организационного комитета входят председатель и члены организационного комитета. Председателем определяется руководитель органа управления образования района (города).
17. Организационный комитет координирует и контролирует проведение первого этапа (районный/городской) Научного конкурса.
18. Организационный комитет утверждает состав членов жюри для проведения Научного конкурса.
19. Организационный комитет анализирует и обобщает итоги Научного конкурса.
20. Организационный комитет направляет информацию об итогах научного конкурса в органы управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.
21. В состав жюри первого этапа (районный/городской) Научного конкурса могут быть включены представители высших учебных заведений, методисты, опытные учителя и представители органа управления образования района (города), имеющие высокие квалификационные категории. Состав членов жюри в каждой секции составляет нечетное количество (но не менее трех человек).
22. Жюри рассматривает представленные работы, суммирует баллы по критериям, утвержденным республиканским организационным комитетом по организации и проведению Научного конкурса, рецензирует каждый проект и определяет участников, прошедших на второй (областной) этап.
23. Инструкция для организационного комитета и руководство для членов жюри разрабатывается и утверждается РНПЦ «Дарын».
24. Победители и призёры первого этапа (районный/городской) Научного конкурса награждаются дипломами I, II, III степени местных органов управления образования.
25. Количество победителей и призеров составляет не более 45% от общего числа участников в каждой секции. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующих пропорций: от количества победителей не более 50% награждаются дипломами III степени, не более 30% -дипломами II степени, не более 20% - дипломами I степени.
26. По итогам завершения первого этапа (районный/городской) Научного конкурса органами управления образования района (города) из числа победителей формируется команда для участия во втором этапе Научного конкурса. В органы управления образования области в течение 10 календарных дней с момента завершения этапа направляется протокол итогов Научного конкурса в разрезе каждой секции.
Порядок организации и проведения второго (областного) этапа Научного конкурса
27. Сроки проведения второго (областного) этапа Научного конкурса определяются приказом органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, республиканскими организациями образования (далее – РОО), Автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – АОО НИШ").
28. Для организации и проведения второго (областного) этапа Научного конкурса органы управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ» создают и утверждают организационный комитет.
29. В состав организационного комитета входят председатель и члены организационного комитета. Председателями определяются руководители органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ».
30. Организационный комитет координирует и контролирует проведение второго (областного) этапа Научного конкурса.
31. Организационный комитет утверждает состав членов жюри для проведения Научного конкурса.
32. Организационный комитет анализирует и обобщает итоги Научного конкурса.
33. Организационный комитет направляет информацию об итогах Научного конкурса в РНПЦ «Дарын».
34. В состав жюри второго (областного) этапа Научного конкурса могут быть включены представители высших учебных заведений, методисты, опытные учителя и представители органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ», имеющие высокие квалификационные категории. Состав членов жюри в каждой секции составляет нечетное количество (но не менее трех человек).
35. В состав жюри не могут входить научные руководители и учителя, чьи учащиеся принимают участие на втором (областном) этапе Научного конкурса.
36. Жюри рассматривает представленные работы, суммирует баллы по критериям, утвержденным республиканским организационным комитетом по организации и проведению Научного конкурса, рецензирует каждый проект и определяет участников, допущенных на третий (отборочный) этап.
37. В процесс защиты научных проектов учащимися допускается участие представителей национальных холдингов и компаний, вузов, научных центров, общественных организаций с правом вручения по итогам Конкурса собственных грантов на обучение, ценных призов, сертификатов и пр.
38. Инструкция для организационного комитета и руководство для членов жюри разрабатывается и утверждается РНПЦ «Дарын».
39. Победители и призёры второго (областного) этапа Научного конкурса награждаются дипломами I, II, III степени местных органов управления образования.
40. Количество победителей и призеров составляет 45% от общего количества участников по каждой секции. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующих пропорций: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, не более 30% - дипломами II степени, не более 20% - дипломами I степени.
41. По итогам завершения второго (областного) этапа Научного конкурса итоговые протоколы размещаются на интернет-ресурсе органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ», Центров по работе с одаренными детьми.
42. Итоговые протоколы в разрезе каждой секции в течение 10 календарных дней с момента завершения этапа направляются в РНПЦ «Дарын».
Порядок организации и проведения третьего (отборочного) этапа Научного конкурса
43. Третий (отборочный) этап Научного конкурса проводится РНПЦ «Дарын» в сроки, установленные центральным уполномоченным органом в сфере образования.
44. Для организации и проведения третьего (отборочного) этапа РНПЦ «Дарын» создает и утверждает республиканский организационный комитет (далее- Оргкомитет).
45. Оргкомитет координирует и контролирует проведение третьего (отборочного) этапа Научного конкурса.
46. Оргкомитет утверждает состав экспертной комиссии.
47. Оргкомитет анализирует и обобщает итоги третьего (отборочного) этапа.
48. Состав экспертной комиссии третьего (отборочного) этапа Научного конкурса формируется из представителей высших учебных заведений, опытных специалистов и методистов научных организаций, имеющих высокие квалификационные категории.
49. К третьему (отборочному) этапу допускаются по три научных проекта от каждой секции согласно приложению к настоящим Правилам.
50. Все научные проекты, прошедшие на третий (отборочный) этап Научного конкурса, проходят проверку на уникальность текста (антиплагиат). Научные проекты, прошедшие проверку на антиплагиат, и имеющие результат с высокой уникальностью, будут допущены на четвёртый (республиканский) этап Научного конкурса.
51. Итоговые протоколы третьего (отборочного) этапа размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ «Дарын».
Порядок организации и проведения четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса
52. Четвертый (республиканский) этап Научного конкурса проводится РНПЦ «Дарын» в сроки, установленные центральными уполномоченным органом в области образования.
53. Список участников, прошедших на четвёртый (республиканский) этап Научного конкурса утверждается Вице-министром образования и науки Республики Казахстан и доводится до сведения органов управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, РОО, АОО «НИШ».
54. Для организации и проведения четвертого (республиканского) этапа центральный уполномоченный орган в области образования создает и утверждает республиканский организационный комитет (далее-Оргкомитет).
55.Республиканский организационный комитет координирует и контролирует проведение четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса.
56. Оргкомитет утверждает председателя и состав членов жюри.
57. Оргкомитет анализирует и обобщает итоги Научного конкурса.
58. Оргкомитет направляет информацию об итогах научного конкурса в центральный уполномоченный орган в сфере образования.
59. В состав жюри четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса могут быть включены представители высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и центров.
60. В состав жюри не могут входить представители профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских институтов, являющиеся научными руководителями представленных на Научный конкурс проектов.
1) Жюри рассматривает представленные работы, суммирует баллы по критериям, утвержденным республиканским Оргкомитетом по организации и проведению Научного конкурса.
2) В процесс защиты научных проектов учащимися допускается участие представителей национальных холдингов и компаний, вузов, научных центров, общественных организаций с правом вручения по итогам Конкурса собственных грантов на обучение, ценных призов, сертификатов и пр.
61. Инструкция для организационного комитета и руководство для членов жюри разрабатывается и утверждается РНПЦ «Дарын».
62. Количество победителей и призеров составляет 45% от общего количества участников по каждой секции. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующих пропорций: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, не более 30% - дипломами II степени, не более 20% - дипломами I степени.
Количество призеров республиканского этапа Научного конкурса может быть увеличено по решению жюри в случае, если несколько проектов набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.
63. Итоговые протоколы четвертого (республиканского) этапа Научного конкурса размещаются на интернет-ресурсе РНПЦ «Дарын».
Приложение 1
к Правилам организации и проведения
республиканского конкурса научных проектов
по общеобразовательным предметам
Перечень предметов, по которым проводится республиканский конкурс научных проектов по общеобразовательным предметам
|
Секции |
Предметы |
Математика. Прикладная математика. Экономика |
Математика |
|
2 |
Физика. Техника и инженерные науки. Робототехника. STEM; изобретения, полезные в быту и экономике, механика, аэрокосмическая и авиационная инженерия, гражданское строительство, системы наземного транспорта, военно-морские системы. |
Физика Информатика |
3 |
Наука о земле и космосе Космическая география, ракетостроение, космическое наблюдение. |
Физика |
4 |
Информационные технологии Кибербезопасность, автоматизированное управление, BigData, мобильные приложения, DataScience, образовательные информационные системы. |
Информатика Математика |
5 |
Компьютерное творчество Графический дизайн, компьютерные фильмы и клипы, мультипликация, 3D-моделирование, webдизайн. |
Информатика Математика |
6 |
Химия и природные ресурсы Аналитическая химия, вычислительная химия, экологическая химия, неорганическая химия, химия материалов, наноматериалы и полимеры. |
Химия |
7 |
Биология и науки о жизни. Экология. «Зеленая» энергетика, «зеленая» экономика, сельское хозяйство и агрономия, экология, генетика, физиология растений, систематика и эволюция, противомикробные препараты и антибиотики, вирусология, биомедицина и наука о здоровье, молекулярная биология заболеваний, иммунология; питание и натуральные продукты, патофизиология. Экологическая инженерия: рекультивация земель, контроль загрязнения, переработка и утилизация отходов, управление водными ресурсами. |
Биология География |
8 |
Краеведение и география Регионоведение, экскурсии и наблюдения, краеведческое изучение своей местности. |
История Казахстана География |
9 |
Языкознание(казахский, русский, английский языки) |
Казахский язык Русский язык Английский язык |
10 |
Литература(казахская, русская) |
Казахская литература Русская литература |
11 |
Социальные сети и маркетинг Система средств массовой информации, периодическая печать, радио, телевидение, информационные агентства. Интернет и масс-медиа, социальные сети, блогосфера, гражданская журналистика. |
Казахская литература Русская литература, Математика География |
12 |
История и этнокультуроведение Всемирная история, История Казахстана, Человек. Общество. Право. |
Казахская литература Русская литература, Всемирная история История Казахстана |
Просмотров: 787