ОБРАЗОВАНИЕ
История Кызылжарского района за годы Независимости Казахстана неразрывно связана с весомым вкладом педагогических работников в копилку его успешного развития. Самым тяжёлым периодом для всех сфер жизнедеятельности стали первые годы Независимости. Не стала исключением и сфера образования. Были перебои с электричеством, центральным отоплением, учителя не получали заработную плату. Начался отток населения. Организации образования выживали, как могли. Закрывались детские сады. Молодое государство не могло экономически поддержать сферу образования. Актуальной задачей стало формирование законодательной базы, соответствующей изменившимся условиям. В этот период были обозначены основные направления реформ в системе образования. Как расширить хозяйственную самостоятельность школ? Где искать дополнительные источники финансирования? Как обеспечить равномерное развитие системы образования в регионе с учётом как местных, так и республиканских интересов? Такие вопросы стояли тогда на повестке дня.
Прошло три десятка лет непрерывного развития и движения вперёд, и, оглядываясь назад, становится понятно, как важно каждому гражданину страны оценивать и обобщать пройденный за годы Независимости путь, поскольку это даст запал для движения вперёд, к новым победам и свершениям.
Первое десятилетие
В период становления независимого Казахстана отдел образования Бишкульского (ныне Кызылжарского) района возглавлял Аркадий Хомутовский (1991-1997 годы). Высокий профессионализм, организаторский талант и мудрость руководителя снискали ему всеобщее уважение и авторитет.
И даже в то экономически сложное для страны время в школах появилось кабельное телевидение, видеоцентр, в районном отделе образования функционировал радиоузел.
На базе хозяйств Озёрного, Новокаменского, Новоникольского сов-хозов работали ученические производственные бригады. Каждая школа на учебно-опытных участках выращивала овощи для собственной столовой. В школах преподавалось автодело, животноводство: трудовая подготовка школьников была связана с ориентацией их на профессии сельского социума.
Большим событием стал Республиканский слёт ученических производственных бригад, проведённый в Новокаменской средней школе, который прошёл в 1991 году. Высокая организация и умелое руководство работой трудовых объединений школьников в районе стали предметом большого конструктивного диалога на республиканском уровне представителей лучших ученических производственных бригад.
Активно развивался в те годы школьный туризм. В селе Ивановка работал лагерь, где учащиеся района и области постигали азы туристического мастерства. Позже эту традицию продолжили в Озёрной средней школе.
С июля 1997 по октябрь 2008 года отделом образования Кызылжарского района руководила Тамара Поддубная.
В этот период происходит объединение двух районов - Соколовского и Бишкульского. С этого момента началось становление системы образования Кызылжарского района.
Школы, как люди: рождаются и развиваются, становясь чем-то большим, чем задумывалось ранее. Так и Бескольская средняя школа в 1996 году приобрела статус школы-гимназии, и 286 учеников районного центра начали учёбу в гимназических классах. Бескольская школа № 2 в 1999 году из основной была преобразована в среднюю школу с эстетическим уклоном.
Второе десятилетие
В этот период упрочились позиции страны, вырос экономический потенциал.
Одним из главных векторов политики в области образования остаётся поддержка изучения государственного языка и обучения на нём. Поэтому в 1999 году в Бесколе была открыта школа с казахским языком обучения – Бескольская средняя школа № 3, а в 2005 году для неё введено в эксплуатацию новое типовое здание. В декабре 2009 года Бескольская средняя школа № 3 получила статус школы-лицея и новое имя – «Парасат». Сегодня в школе-лицее «Парасат» обучаются 334 учащихся.
В 2004 годе начала свою работу школа искусств «Мерей». В разное время юные художники, танцоры, вокалисты, хоровики и музыканты воспитывались под руководством Данияра Шакенова (2004-2005 годы), Бориса Денисова (2004-2006 годы) и Натальи Федорченко (2006-2009 годы). С 2009 года по настоящее время школой руководит педагог высшей квалификационной категории Алия Сенкибаева.
Сегодня в стенах школы искусств обучаются 300 одаренных детей. Образовательная деятельность школы осуществляется по следующим профилям: художественное, хореографическое, вокальное и хоровое искусство, а также инструментальное исполнительство.
А в 2014 году открыт филиал школы искусств в селе Соколовка, учащиеся которого обучаются в классах хорового пения, фортепиано и скрипки.
За годы существования школа искусств «Мерей» выпустила сотни учащихся, многие из них продолжили обучение в средних и высших учебных заведениях страны по избранной творческой специальности.
Чтобы создать благоприятные условия для всестороннего развития ребят, коллектив школы искусств работает по программе духовно-нравственного и патриотического воспитания. Доброй традицией «Мерея» стало проведение благотворительных концертов «Музыкальная терапия» для детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитанники школы искусств «Мерей» являются участниками и призёрами международных, республиканских, областных конкурсов и фестивалей.
Все эти успехи невозможны без участия педагогов, которые, осваивая новые формы и методы обучения юных талантов, повышая уровень исполнительского мастерства, находятся в постоянном творческом поиске. Они также активно участвуют в конкурсах.
Нельзя не отметить и другие изменения в системе образования района, произошедшие за эти годы. Пополнялась материально-техническая база школ. Поступило оборудование для первых интерактивных кабинетов новой модификации (по химии, биологии, физике), открыты мультимедийные лаборатории и лингафонные кабинеты. В тот период в Кызылжарский район поступило 87 мультимедийных комплектов.
Учащиеся как близлежащих, так и отдалённых сёл получили равные возможности в получении образования. Было открыто семь пришкольных интернатов: Асановский, Большемалышенский, Бескольский, Якорьский, Совхозный, Боголюбовский, Бугровской.
В 2006 году при Архангельской средней школе начал работу мини-центр, а в селе Кондратовка в 2008 году открыта современная сельская школа на сто восемьдесят мест.
В этот период педагоги осваивали новые технологии: модульного и проектного обучения, развития критического мышления, трёхмерной методической системы обучения, информационно-коммуникационные. В учебно-воспитательном процессе осуществлялся дифференцированный подход.
Активизировалась работа по поддержке и развитию одарённых детей как основы наращивания интеллектуального и творческого потенциала страны. В организации работы с одарёнными детьми готовность педагога, его специальная подготовка, безусловно, являются одним из приоритетных направлений.
Учителя и руководители школ проходили курсы повышения квалификации при республиканском научно-методическом центре «Дарын». Программа работы с одарёнными детьми родилась в Бескольской средней школе-гимназии в 2001 году и предусматривала эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребёнка, помощь особо одарённым детям, обучающимся в школе. Неустанный труд принёс свои результаты: в 2004 году инновационная деятельность заместителя директора по научно-методической работе Нины Масловой отмечена грантом акима области.
В 2009 году школа-гимназия награждена грантом акима области как «Лучшая сельская школа по работе с одарёнными детьми». Основанием стали новые достижения учащихся на областных и республиканском этапах соревнований научных проектов школьников. С 2004 по 2008 годы пять выпускников школы-гимназии стали стипендиатами образовательной программы «Болашақ».
В период с 2008 по 2011 годы на первый план вышел вопрос интеграции системы образования в мировое образовательное пространство. Новая модель национальной системы образования ориентирована на обеспечение высокого качества педагогического процесса, подготовку профессиональных кадров с новым мышлением и развитой гражданской ответственностью. Решение этих задач должно опираться на современные образовательные и информационные технологии, стандарты обучения и воспитания молодежи, подготовку к труду в рыночных условиях.
Отдел образования Кызылжарского района в период с декабря 2008 по апрель 2011 года возглавляла Кульшара Касенова.
В эти годы в районе в полном объёме реализовывалась Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан», разработанная в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъём — новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утверждённым Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства».
Благодаря реализации данной программы за короткий период в районе начали свою деятельность 40 мини-центров и два детских сада. В рамках социального партнёрства коммандитное товарищество «Зенченко и К» в селе Новоникольское предоставило здание для детского сада «Ажар» на 75 мест. В 2004 году в с. Бесколь открылся детский сад «Балапан», а в 2010 году в селе Петерфельд – «Ақ бота».
В преддверии 20-летия Независимости Казахстана в декабре 2011 года в селе Бесколь открыт детский сад «Мирас» на 280 мест. С момента открытия по настоящее в нём работают 12 групп с обучением на государственном и русском языках. Здесь созданы все условия для полноценного развития детей: богатая материальная база, плавательный бассейн, музыкальный и гимнастический залы, оранжерея. Заведующая детским садом Анжела Жоламанова стала участником республиканского семинара в г. Астана в 2015 году по апробации Общеобразовательной типовой программы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, применению инновационных методик и технологий. В рамках данного эксперимента в сентябре 2015 года была внедрена автоматизированная информационная система «ИНТЕГРО: Электронный детский сад». Функционирует сайт детского сада «Мирас», где освещаются все новости и яркие события.
Третье десятилетие
В 2011 году отдел образования Кызылжарского района возглавил Берик Аюпов.
Берик Елюбаевич проявлял себя как творческий, инициативный, компетентный руководитель. Организаторские способности, профессиональные знания, опыт работы позволили качественно и грамотно руководить организациями образования района. По его инициативе реализованы новые образовательные проекты. Электронное обучение Е-learning внедрено в 9-и школах района. Более 40 школ района компьютеризированы и подключены к широкополосному интернету.
Одним из стратегически важных направлений модернизации казахстанского образования является переход на 12-летнее общее образование с учётом системы профильного и профессионально ориентированного обучения школьников старшей ступени.
В течение 12 лет — с 2003 по 2015 годы — пилотной школой в эксперименте по переходу на 12-летнее обучение была Бескольская средняя школа № 2, на базе которой неоднократно проходили семинары районного и областного уровней, а в 2014 году проведён республиканский семинар по внедрению 12-летнего образования с участием представителей всех областей и при содействии директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, доктора педагогических наук, профессора Алмы Мурзалиновой и профессорско-преподавательского состава.
С 2012 года Бескольская средняя школа-гимназия как базовая школа по внедрению и трансляции опыта Назарбаев интеллектуальной школы четырежды покоряла пьедестал конкурса проектов «Шаги в науку», проводимого для НИШ Казахстана и школ, транслирующих их опыт.
Одной из задач развития системы образования района является увеличение охвата школьников дополнительным образованием.
В настоящее время в райцентре действует ДЮК физической подготовки, где культивируются 15 видов спорта. Функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс «Болашақ», где школьники занимаются в спортивных секциях. Учащиеся района являются неоднократными призёрами областных спартакиад, республиканских соревнований и чемпионатов мира.
Школа становится известной, востребованной, конкурентоспособной. «Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность», – написал в программной статье «Рухани жаңғыру: болашаққа бағдар» Лидер нации Н. А. Назарбаев.
В работе школ особая роль отведена патриотическому воспитанию. Сложно не согласиться с выражением «Без истории нет будущего», с этой целью в школах района созданы школьные музеи и музейные комнаты.
Известно, что на территории района расположены исторические места, внесённые в Карту сакральных мест Казахстана. В том числе поселение Ак-Ирий в селе Долматово. Занятия археологией помогают формированию личности гражданина, неравнодушного к прошлому своей страны, ведь изучение исторического наследия воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к богатствам культуры и природы, без чего невозможно развитие любви к Отечеству.
В школах района успешно осуществляется военно-патриотическое воспитание. Работают кружки военного направления, до начала пандемии в рамках месячника «Патриот» проводились традиционные военно-спортивные игры «Алау», «Батыр», «Сұнқар» и «Ұлан». Гордостью района стали победы радиокружка «Сигнал» (учащиеся Бескольской средней школы № 2 и школы-лицея «Парасат»). На чемпионатах республики с 2015 по 2018 годы, учащиеся занимают первые места.
Группа барабанщиц, созданная при Бескольской средней школе-гимназии, не имеет аналогов в области.
Кадетский класс «Сардар» находится под постоянным шефством военной прокуратуры и командованием воинских частей Петропавловского гарнизона, что является одним из перспективных путей реализации программ в сфере допризывной подготовки граждан и военно-патриотического воспитания молодёжи.
Созданному кадетскому классу предоставлена возможность изучения различных направлений основ воинской службы с учебно-познавательным уклоном «Основы военного права». Практические занятия проводятся на базе Военного института Национальной гвардии и военной кафедры СКГУ им. М. Козыбаева.
17 апреля 2018 года на базе Военного института Национальной гвардии РК прошла встреча воспитанников класса «Сардар» с мажилисменом Даригой Назарбаевой и вторым космонавтом Казахстана Талгатом Мусабаевым.
Сегодня, когда определена и осуществляется стратегия перехода от стабилизации к развитию, когда вся страна берёт курс на новое качество жизни, повышение благосостояния людей, особую значимость приобретают усилия педагогов воспитать подрастающее поколение, способное осуществить прогрессивные идеи Президента Республики Казахстан.
В районе немало прекрасных дружных династий, где все представители преданы одному благородному делу – обучению и воспитанию детей.
Несколько десятилетий продолжаются педагогические будни династии Некибаевых, основателем которой стал Кожатай Некибаев — ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда. Общий трудовой стаж династии составляет 40 лет.
Педагогическая династия Огневых ведёт свое начало от Огневого Василия, учителя начальных классов, директора школы, работавшего в разных сёлах Атбасарского района в 30-40-е годы XX столетия. Учительская династия Огневых воспитала 15 педагогов.
В энциклопедию «Золотой фонд образования и науки Северо-Казахстанской области» внесена династия Городецких. Пять сестёр Городецких – учителя Архангельского сельского округа. Одна из них — Раиса Мельничук — отличник образования Казахской ССР. Старшая сестра Тамара является почётным работником Кызылжарского района, её имя занесено в книги «50 лучших женщин района», «Летопись истории Северного Казахстана».
Нельзя не отметить учительскую династию Шмелевых из Шаховской средней школы. Основала учительскую династию Нелли Шмелева, учитель географии, бывший директор Асановской средней школы, а ныне на заслуженном отдыхе (1969-2013 годы). Продолжил семейную династию Владимир Шмелев, учитель физической культуры Шаховской средней школы. Елена Шмелева, его супруга, — учитель истории. Двое из их детей пошли по родительским стопам.
Педагогическая династия сельских учителей Чусовитиных берёт начало с 1950 года. Основателем династии, в которой 11 педагогов, стал Пётр Чусовитин. Вместе с ним на педагогической ниве трудилась его супруга, Валентина Чусовитина. Её представителем стала и Александра Лохина, Отличник просвещения Казахской ССР, заслуженный ветеран педагогического труда. Педагогическую династию Чусовитиных продолжили их потомки.
В настоящее время в районе функционируют пять дошкольных учреждений и 39 мини-центров при школах, шесть пришкольных интернатов, 42 школы.
Укрепление материально-технической базы организаций образования с 2018 года стало одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. За счёт значительных финансовых вливаний в объекты образования за последние три года проведён капитальный ремонт в 22 средних школах.
Начиная с 2019 года районный отдел образования возглавляет Амангельды Абдрахманов. Учитель по призванию, он уверен, что три десятилетия Независимости оставили после себя особый след. В сфере образования проведены необходимые и действенные реформы, направленные на обучение и воспитание конкурентоспособного молодого поколения казахстанцев.
В 2020 году в рамках реализации дорожной карты «Ауыл — ел бесігі» в эксплуатацию введена новая школа в микрорайоне Юго-Восток с. Бесколь на 300 мест, что способствовало снятию проблемы трёхсменного обучения, удовлетворению ходатайств жителей микрорайона. Школа оснащена новейшим оборудованием и ни в чём не уступает центральным учреждениям образования. Её открытие дало импульс развитию инфраструктуры района: отремонтированы дороги, уложено асфальтное полотно, подключено освещение.
Открыт кабинет поддержки инклюзии на базе Бескольской СШ № 2, что способствует оказанию высококвалифицированной практической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
В 2020 году в доверительное управление в рамках государственно-частного партнёрства передана Петерфельдская СШ, которая сегодня работает по технологии «Назарбаев Интеллектуальные школы». В нынешнем году состоялась передача в доверительное управление Бескольской средней школы-гимназии. К началу учебного года в корпусе, где располагаются начальные классы и интернат, проведён капитальный ремонт, современный облик обрели столовая, спортивный зал.
Последние полтора года весь мир живёт в условиях пандемии. Когда коронавирус изменил привычный уклад жизни казахстанцев, учителя вновь вышли на передовую: им пришлось учиться обучать детей в новых условиях — дистанционно. Педагогическая общественность района справилась с поставленной задачей. В новом формате проводились не только занятия, но и вся воспитательная работа.
За период Независимости Республики Казахстан в Кызылжарском районе проделана большая работа по становлению и реформированию образовательной системы.
В настоящее время продолжается деятельность по реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2020-2025 годы в части исполнения целевых индикаторов и показателей.
Просмотров: 1004