Педагог – ассистент
17 ноября текущего года на базе КГУ «Бескольская средняя школа №2» был проведен районный семинар для педагогов-ассистентов, организатором которого выступили — специалисты Кабинета поддержки инклюзии, на тему «Развитие профессиональных компетенций педагогов — ассистентов по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями».
30 апреля 2020 года министром образования Республики Казахстан А.Аймагамбетовым был внесен приказ о внесении изменений в Закон Республики Казахстан «Об образовании», в результате которого в нашей стране появилась новая должность педагог – ассистент.
В Кызылжарском районе с 2021 года приступили к работе 6 педагогов — ассистентов, на сегодняшний день работает 14 педагогов — ассистентов в организациях образования района.
Педагог-ассистент оказывает сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в учебно — воспитательном процессе на основании рекомендации психолого — медико — педагогической консультации, т.е. ПМПК рекомендует педагога-ассистента в том случае, если у ребенка имеются трудности в освоении типовой учебной программы, то есть государственного стандарта образования.
В настоящее время уже определены функциональные обязанности педагога — ассистента. Основная функция такого специалиста – это помощь ребенку в усвоении типовой учебной программы.
Родительское собрание
18 октября 2023 года в рамках проекта «Инклюзивное образование для всех» совместно с ОЮЛ «Ардос Журек» при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева на базе КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Кызылжарского района состоялось районное родительское собрание среди лиц воспитывающих детей с ООП.
В ходе собрания родителям была оказана информационно-теоретическая, практическая и психологическая поддержка.
Спикеры:
- Методист РОО Кызылжарского района по вопросам инклюзивного образования Магамбетова Айгерим Есенгалиевна,
- Руководитель объединения инвалидов «АРДОС-Журек» Карим Акжан,
- Специалисты ОПМПК Петрова Ксения Викторовна, Цветун Светлана Дмитриевна,
- специалист Отдела социальных программ и защиты населения Бекишева Айгуль Жумабековна,
- медицинский брат ЦРБ Кызылжарского района по вопросам врачебно-консультативной комиссии Бектурганов Алихан Серикович,
- сотрудники Кабинета поддержки инклюзии при КГУ «Бескольская средняя школа №2» и Кабинета психолого-педагогической коррекции Кызылжарского района.
Общий охват участников составило 35 человек.
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции»
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» в Кызылжарском районе функционирует с сентября 2006 года. Основную часть контингента КППК составляют дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с легкой и умеренной умственной отсталость. Далее дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, дети с эмоционально-волевыми расстройствами и дети с аутизмом и слабослышащие дети. Коррекционно-развивающую поддержку в кабинете за 2022год получили 53 ребенка (из них 9 детей с инвалидностью).
Кабинет психолого-педагогической коррекции относится к специальным (коррекционным) организациям образования. Это новый тип учреждений образования, в котором создана инклюзивная образовательная среда, то есть обучение для всех детей в пределах их психофизических возможностей. Кабинеты оборудованы необходимым оборудованием и инвентарем, дидактическим материалом, для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.
Направления деятельности кабинета:
- оказание коррекционно-педагогической помощи всем категориям детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет;
- комплексный подход к оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями;
- предельная индивидуализация процесса коррекционно-педагогической помощи;
- вовлечение родителей в коррекционно-воспитательный процесс;
- руководство и оказание методической помощи по вопросам психофизического развития детей данной категории.
Дети зачисляются в кабинет коррекции только по заключению ОПМПК.
Зачисление и отчисление детей идет в течении всего учебного года.
В кабинете коррекции разработан следующий алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
- Анализ рекомендаций ПМПК.
- Проведение командных оценок.
- Изучение социально-бытовых условий.
- Составление индивидуально-развивающих программ.
- Проведение групповых и индивидуальных занятий обучающихся.
- Составление мониторинга результатов коррекционной работы.
При поступлении ребёнка в КППК, проводится командная оценка. Целью командной оценки является составление индивидуальной развивающей программы (далее - ИРП) и проведение обследования. Специалисты выбирают те задания, которые они намерены предложить ребёнку с целью получения информации, позволяющей составить индивидуальную развивающую программу. Для этого используется диагностический инструментарий, с учетом специфики нарушений и возрастных особенностей. Эффективность метода командной оценки обусловлена тем, что мультидисциплинарное обследование ИРП составляется на каждого ребенка, с учетом специфики нарушений, выявленных при обследовании его психофизического состояния. ИРП охватывает все основные сферы развития ребенка и зависит от психофизического состояния ребенка (структуры дефекта), а также желания и информированности родителей.
Именно в раннем возрасте закладываются предпосылки для формирования дошкольной зрелости, которая оказывает, в свою очередь, влияние на успешность обучения в школе.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка.
Главная задача, которая определена кабинетом психолого-педагогической коррекции, состоит в том, чтобы максимально адаптировать ребенка с ООП к условиям современной жизни.
Разработка проблемы коррекционно - развивающего обучения показывает, что главным направлением в деятельности КППК становится ориентир на «включение» детей в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных развивающих программ.
Поиск новых форм и методов работы подвел нас к идее проведения тематических праздников. Праздник обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или совместных действий, в игровой форме помогает закрепить полученные знания, умения и навыки, тематические праздники максимально насыщены играми развивающего характера, помимо основных форм работы с родителями, стараемся привлечь их к совместной деятельности с детьми, вызвать интерес через демонстрацию достижений детей. Совместно с органами социальной защиты проводятся праздники для детей, Месячник ко Дню инвалидов, Новый год, 8 марта, Наурыз мейрамы, в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, День защиты детей, а также поздравляем детей с их Днем рождения.
Обучение педагогов на курсах, семинарах, конференциях новым приемам работы проводится постоянно. Педагоги повышают свою квалификацию на курсах в городе Алматы в Национальном научно –практическом центре развития специального и инклюзивного образования.
Таким образом, кабинет психолого-педагогической коррекции выступает как наиболее действенная форма комплексной помощи детям с ООП и представляет собой непрерывный процесс коррекционно-педагогического сопровождения учащегося. После прохождения курса занятий в КППК многие дети интегрируются в дошкольные учреждения и школы без дальнейшего посещения КППК.
Опыт работы специальной организации образования показывает, что дети, посещавшие КППК, способны к дальнейшему успешному включению в общество.
Справочно:
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» коммунального государственного учреждения «Отдел образования Кызылжарского района» коммунального государственного учреждения «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»;
Адрес: Кызылжарский район, а.Бесколь, ул.Институтская 1;
Руководитель: Касенов Калыбек Саянович;
Всего педагогов – 7 (руководитель, методист, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог);
Кабинет оказывает государственную услугу «Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии»
График работы с 9.00-18.00 (пн.-пт);
Раб.тел: 8715-2-20-28
Кабинет поддержки инклюзии
С 1 марта 2020 года начал активно и успешно функционировать Кабинет поддержки инклюзии при КГУ «Бескольская СШ №2»
Кабинет поддержки инклюзии - новая уникальная модель включения особых детей в пространство школы, позволяющая ребёнку в зависимости от своих потребностей и возможностей получать психолого-педагогическое сопровождение, помощь и поддержку, не отрываясь от основного учебного процесса.
Задачи КПИ:
- создание условий (средовых, кадровых, организационных) для включения детей с ООП в учебно-воспитательный процесс школы;
- реализация индивидуальных коррекционных программ развития детей с особыми образовательными потребностями (далее дети с ООП);
- оказание методической помощи педагогам школы и организация эффективного взаимодействия с ними по включению детей с ООП в пространство школы и социум;
- консультативная помощь родителям в условиях реализации инклюзивного образования.
В кабинете инклюзии создаются благоприятные условия для успешного обучения, развития и социализации детей с ООП, где осуществляют свою деятельность профильные педагоги: педагог-психолог, педагог- дефектолог, учитель-логопед и социальный-педагог, которые уверены, что дети с ООП способны занять достойное место в обществе, быть полноценными и активными участниками всех общественных и государственных событий, иметь друзей и возможность обрести интересную работу, успешно реализоваться в жизни.
И, главное — быть нужными и приносить пользу окружающим!
В рамках реализации проекта «Инклюзивное образование для всех» проводится ряд мероприятий в районах нашей области и города организатором которого выступил ОЮЛ «Объединение инвалидов «АРДОС – Жүрек» с целью повысить осведомлённость местного сообщества о правах ребенка с инвалидностью на доступное инклюзивное образование.
Одним из участников данного проекта стали педагоги школ Кызылжарского района. Семинар- тренинг прошел на базе КГУ Школа – лицей «Парасат» на тему «Права и компетенции педагогов в сфере инклюзивного образования». Участники познакомились с нормативной-правовой базой в рамках инклюзивного образования, регулирующие права и компетенции педагогов.
Было рассказано о двух основных показателях, определяющих готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования – это профессиональная и психологическая готовность.
Отдельное внимание было уделено практической части, направленной на формирование эмоциональной устойчивости и уменьшения стрессовых ситуаций.
Педагоги отметили необходимость проведения подобных семинаров на регулярной основе, так как дополнительно нуждаются в постоянной информационно – ресурсной поддержке. По завершению участникам были выданы сертификаты.
«Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы развития»
18 августа на базе ТОО «Бескольская школа – колледж» прошел областной семинар-тренинг на тему «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» с цельюповышения уровня теоретической и практической подготовки педагогов организаций образования.
Участников семинара ознакомили с нормативно-правовой базой инклюзивного образования, подробно рассказали об организацииработы службы психолого-педагогического сопровождения, а также важной темой для обсуждения стало – это семейное воспитание.
Во второй части семинара, спикеры наглядно показали и провели практические тренинги: нейро игры для детей с ООП, особенности разработки адаптированной программы для детей с ОНР, запуск речи средствами фонетической ритмики и др.
Активное участие приняли сотрудники центральной районной поликлиники Кызылжарского района -»Медицина и инклюзия: создание доступного здравоохранения для всех».
О своей деятельности рассказали - ОЮЛ «Объединение инвалидов «АРДОС-Жүрек», студия «Bello Da Vivere», Кабинет психолого – педагогической коррекции Кызыжарского района, Кабинет поддержки инклюзии.
Организация психолого – педагогического сопровождения детей с особыми образовательными поребностями в условиях современного образования – является важной задачей для педагогической общественности, так как это эффективный ресурс включения детей с особыми образовательными потребностями в пространство школы.
По итогу семинара – спикерам были вручены сертификаты за распространение передового педагогического опыта в организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями:
- КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация» (Кашкебаева Алия Темирхановна, Казанова Гульмира Акболатовна, Мащенко Елена Николаевна, Кажина Асем Баяновна, Петрова Ксения Викторовна, Середа Алёна Геннадьевна, Пургина Наталья Геннадьевна),
- КГП на ПХВ «Кызылжарская районная больница» (Бектурганов АлиханСерикович),
- ОЮЛ «Объединение инвалидов «АРДОС-Жүрек» (Ақжан Кәрім),
- Студия «BelloDaVivere» (Алпысова Мадина Руслановна),
- КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Кызылжарского района (Менжасарова Ляззат Султановна),
- Кабинет поддержки инклюзии при КГУ «Бескольская средняя школа №2» (Кулинич Галина Сергеевна).
Благодарим всех за активное участие и сотрудничество!
Дата создания статьи: 25.08.2023 16:14
LANG_ARTICLE_DATE_UPDATE 20.11.2023 16:26