Методические рекомендации по проведению библиотечных уроков по теме «Менің елім, менің Қазақстаным» в организациях образования СКО

Патриотизм — это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных
оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу

Ключевой задачей современного образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина страны.

Перед библиотеками организаций образования сегодня стоит важнейшая задача — научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества, формировать патриотические и гражданские качества, быть, при этом, личностью восприимчивой к усвоению ценностей и нравственных норм.

Воспитательная система организаций образования охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Библиотека, при этом, становится центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, предоставляющей библиотечные ресурсы читателям, учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

Цель проведения библиотечных мероприятий по данной тематике «Менің елім, менің Қазақстаным» — вызвать у детей интерес и любовь к родной стране, дать им представления о родном крае, о стране, в которой они живут, утвердить в сознании и чувствах школьников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому, традициям, дать представление о правах и обязанностях граждан.

Задача библиотекаря — правильно организовать занятия в школьной библиотеке по этой теме. Здесь потребуется творческий подход, умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только страны, в которой проживают, но и своего региона.

Одной из оптимальных форм проведения таких занятий является библиотечный урок. Целью урока станет введение детей в историю своей культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре и культуре межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика через:

  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций неразрывно от истории страны;

  • Изучение народных традиций и обычаев всех граждан, населяющих Казахстан;

  • Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Сегодня широко распространены новые подходы к организации библиотечных уроков. Применение таких нетрадиционных форм, как интеллектуальные и квест игры, инсценировки произведений, литературные путешествия, литературный КВН, библиографический турнир и др, помогут библиотекарю увлекательно провести занятие. Возможно использовать нестандартные формы проведения: урок-экскурсия, урок-игра, урок-соревнование, урок-встреча, одной из интересных форм развития читательского интереса и культуры чтения учащихся является презентация книг с использованием мультимедийных технологий.

Подготовительный этап предполагает определение темы и цели урока, его ожидаемый результат, затем выбор места и форму проведения занятия. Важно разработать ход урока, его основное содержание, продумать контрольные вопросы и
т. д., на этих уроках применимы следующие рекомендации:

  1. Пропагандировать государственные символы Республики Казахстан, национальные и государственные праздники, посвященные 25-летию Независимости Казахстана и Конституции Казахстана.

  2. Знакомить учащихся с историей, культурой, традициями и обычаями родного края, применять материалы по краеведению в год 80-летия Северо-Казахстанской области.

  3. Проводить встречи с участниками Великой Отечественной войны, с воинами афганцами.

  4. Учитывать роль семьи в формировании личности.

  5. Уделять внимание формированию, воспитанию и развитию толерантности.

Структура библиотечного урока

Структура урока включает теоретическую часть и практикум. Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и творческого начала.

Подготовительный этап. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал — стенды, плакаты, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости подобрать цитаты. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока, применить на уроках электронную презентацию на интерактивной доске и проч.

Проведение занятия — это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание в форме рекомендаций.

Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.

Результативность занятия зависит от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся.

 

 

18.11.2016
Просмотров: 857
coronavirusАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиӘділет